Закрыть
Установка газобаллонного оборудования

О расходе топлива

Цифры расхода топлива указанные в руководстве по эксплуатации получены при испытаниях партии автомобилей в заводских условиях, о чем свидетельствует примечание в руководстве по эксплуатации: «приведенный расход топлива не является эксплутационной нормой, а приведены для сравнения разных моделей и версий автомобилей».


При проведении замеров расхода топлива руководствуются ГОСТ-20306-90 «Автотранспортные средства, топливная экономичность». Согласно этому стандарту измерения производятся при соблюдении определенных параметров, среди которых: определенные атмосферные (температура, влажность воздуха) и дорожные (покрытие, уклон и т.д.) условия, обкатанный двигатель (не менее 3000 км), размер шин и давление на автомобиле соответствует требованиям завода-изготовителя, а качество применяемого топлива - требованиям ГОСТ; автомобиль и агрегаты прогреты до рабочей температуры путем пробега не менее 50 км при скорости движения 2/3 от максимальной. Более подробно с условиями проведения испытаний Вы можете ознакомиться в ГОСТе.

Кроме ГОСТа-20306-90 в Украине действует нормативный документ «Нормы расхода топлива и горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте» разработанный киевским предприятием ДП «ДержавтотрансНДІпроєкт». Этот документ обосновывает увеличение расхода топлива автомобилем в зависимости от условий эксплуатации:

До 5% при температуре окружающего воздуха от 0°С до -10°С;
До 10% при температуре окружающего воздуха ниже -10°С;
До 10% при пробеге в городе на расстояние до 5 км с остановкой более чем на час;
До 15% при учебной езде;
До 15% в городе с населением более 1 млн. человек;

Влияние температуры на увеличение расхода топлива для автомобилей оснащенных климатической установкой:
До 5% при температуре окружающего воздуха от 0°С до +25°С;
До 10% при температуре окружающего воздуха ниже 0°С и выше +25°С;

Кроме температуры воздуха необходимо учитывать: соответствие применяемого топлива; давления в шинах и размер шин, а также дисков; стиль и манеру вождения владельца автомобиля.
Говоря о манере вождения особый акцент ставлю на агрессивной манере вождения, которое подразумевает интенсивный разгон и торможение. Так, для интенсивного разгона автомобиля необходимо приложить усилие по преодолению сил инерции. Чем интенсивней разгон и выше масса автомобиля, тем бóльшая мощность требуется для этого. Соответственно двигатель при этом потребляет больше топлива в единицу времени, что особенно проявляется при городском цикле эксплуатации. Именно по этой причине расход топлива при агрессивном вождении может отличаться от спокойного на 10-15%. Чем меньшей мощности двигатель установлен на автомобиле, тем эта разница выше.

Агрессивный стиль вождения в меньшей степени влияет на расход топлива при движении по трассе. В основном по трассе автомобиль движется с постоянной скоростью, за исключением обгона или движения в гóру. Для поддержания постоянной скорости требуется значительно меньше мощности, чем при разгоне. Основная мощность двигателя при движении с большой скоростью по трассе необходима для преодоления сопротивления воздуха. Сила сопротивления воздуха возрастает с кубической зависимостью при увеличении скорости движения автомобиля. Поэтому для снижения расхода топлива при движении по трассе решающую роль играют аэродинамические свойства кузова автомобиля.

Увеличение расхода топлива при понижении температуры окружающей среды связано с принципом работы двигателя. Рабочая температура двигателя составляет 85-95° С. Для достижения этой температуры необходимо некоторое время, т.е. чем ниже температура окружающей среды, тем больше времени требуется на прогрев. В это период времени в цилиндры двигателя подается обогащенная топливом рабочая смесь, что связано с плохой испаряемостью топлива при низких температурах, когда частички топлива оседают на стенки впускной системы. Поэтому для компенсации потерь изначально необходимо подавать обогащенную смесь. На карбюраторных двигателях была специальная система, встроенная в карбюратор и управляемая из салона рычагом, так называемым «подсосом». В инжекторных двигателях соотношение воздуха и топлива регулируется автоматически. Алгоритм определен программой «зашитой» в блок управления двигателем. Программа позволяет начинать движение практически сразу после запуска двигателя. Однако при движении на непрогретом двигателе в цилиндры подается обогащенная смесь и расход топлива увеличивается. Поэтому при перемещении автомобиля на небольшие расстояния, с последующей остановкой на срок более часа, часть пути автомобиль преодолевает на непрогретом двигателе и соответственно с бóльшим расходом топлива. В случае прогрева двигателя на месте до рабочей температуры все равно расход топлива увеличивается, так как двигатель потребляет топливо, а автомобиль при этом не движется. (Расход топлива рассчитывается литры/100 км пробега).

Думаю, что необходимо также внести пояснения относительно выводов по расходу топлива, которые делают владельцы автомобилей. Определить точное количество израсходованного топлива по указателю уровня на щитке приборов невозможно. Указатель имеет погрешность в пределах 3-5 л в бóльшую или меньшую стороны. Кроме того, характеристика указателя уровня топлива как прибора не линейна. Его погрешность зависит от степени заполненности бака топливом. Указатель уровня топлива не предназначен для проведения измерений, а служит для определения ориентировочного количества топлива в баке. Измерительный прибор должен иметь точность на порядок выше измеряемой величины и быть метрологически поверенным.* Кроме того, нужно понимать, чем меньше контрольная порция топлива и меньший пробег, тем выше погрешность измерений. Таким образом, залив в автомобиль 10-20 л топлива и ориентируясь на указатель уровня топлива невозможно достоверно определить расход топлива. Для желающих приблизительно проверить эксплуатационный расход топлива на своем автомобиле при своем стиле езды в городском режиме можно посоветовать следующую методику.

Заправить полный бак на АЗС до первой «отсечки» заправочного пистолета. Установить счетчик одометра на «0». Проехать 350-400км. Вернуться на эту же АЗС на этот же заправочный пистолет и заправить опять до первой «отсечки». У вас будут две цифры необходимые для вычислений: пробег в километрах и израсходованное топливо на этот пробег. Для уменьшения влияния температуры окружающей среды желательно проехать контрольное расстояние со стоянками не более часа. Достоверность результатов будет выше, если эксперимент провести несколько раз.
Учитывая вышеизложенное, у владельца автомобиля обнаружившего увеличение реального расхода топлива на 10-15% от указанного в руководстве по эксплуатации нет повода беспокоиться о техническом состоянии автомобиля.

* истинное показание прибора.


О ПОДСЧЕТЕ ТОПЛИВА ПО ПРАВИЛАМ ЕЭК ООН


Многие автовладельцы обращают внимание на то, что его автомобиль расходует больше топлива, чем заявлено заводом-изготовителем, но не многие из них обращают внимание, об уточнении: расход топлива дан по правилам ЕЭК ООН №84. Согласно правилу ЕЭК ООН № 84 (официальное название: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дорожных транспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания, в отношении измерения потребления топлива) измерение топлива проводится несколько по другим стандартам, чем привык украинский потребитель.

Так, испытания проходят в лабораторных условиях. Поскольку точно измерить расход топлива на обычной дороге и даже на специализированном полигоне невозможно. На результат влияет множество посторонних фактов: температура окружающего воздуха, погодные условия, состояние дорожного покрытия и, конечно же, человеческий фактор – т.е. сам испытатель. Ведь даже самый опытный эксперт не может дважды абсолютно одинаково проехать один и тот же участок трассы. Многократные испытания с последующим усреднением их результатов тоже не дают необходимой точности.

Поэтому расход топлива измеряют в закрытых лабораториях, где автомобиль ставят на беговые барабаны со строго регламентированным сопротивлением вращению.
Замеры производятся на сертифицированном топливе, которое должно соответствовать Европейскому стандарту EN 590, (химический состав топлива проверяется перед каждым экспериментом) и при фиксированной температуре воздуха (20-30 градусов по Цельсию).

Свои требования предъявляются и к машине. Она должна быть технически исправна, обкатана (должна проехать ровно 3.000 км - определять расход топлива на абсолютно новом автомобиле по регламенту нельзя) и полностью соответствовать заявленной снаряженной массе.

Моделирование режима движения


В соответствии с методикой программа эксперимента состоит из двух частей: «urban cycle» - расход топлива в «городском цикле»; «extra-urban cycle» - имитация загородной трассы. Потребление топлива в «смешанном режиме» - это среднее арифметическое результатов измерений в «городском» и «загородном» режимах движения.
«Городской цикл», смоделированный в лаборатории, состоит из периодически повторяющихся разгонов, торможений, остановок. Сначала автомобиль с непрогретым двигателем трогается с места и набирает 15 км/ч. Затем следует торможение с включенной передачей и остановка. Потом авто снова разгоняют уже до 32 км/ч и тормозят на «нейтрали» до полной остановки. На третьем разгоне автомобиль набирает 50 км/ч (доводя до третьей передачи), замедляется до 35 км/ч и вновь тормозит уже на второй передаче. Продолжительность такого цикла составляет 3 мин 15 секунд, за это время автомобиль проходит 1 км. Такая последовательность действий повторяется 4 раза. Средняя скорость на всем протяжении пути составляет 19 км/ч. Считается, что такой режим движения наиболее точно имитирует езду по загруженным городским улицам с частыми торможениями у светофоров. Но при этом, при лабораторных испытаниях отсутствует имитация движения в «пробке», то есть частое чередование разгонов до минимальных скоростей (5 км/час) и остановок, а также длительная работа двигателя на холостом ходу.
«Загородный цикл» начинается сразу после завершения «городского», когда мотор машины уже достаточно прогрет. Он не допускает остановок и осуществляется в один прием. Машина разгоняется до 70 км/ч, тормозит до 50 км/ч, снова набирает 70 км/ч, затем – 100 и 120 км/ч. После этого следует торможение до полной остановки. Весь цикл занимает 6 мин 40 секунд, за это время автомобиль «проезжает» 7 км со средней скоростью 63 км/ч.
Во время испытаний топливо поступает в двигатель из специальных мерных емкостей, с помощью которых можно точно определить расход. По полученным цифрам высчитывается, сколько горючего потребуется на преодоление 100 км при заданном режиме движения.


Думаю, также будет полезно знать,как влияют некоторые факторы на расход топлива.


Воздушное кондиционирование. Кондиционер входит в стандартную комплектацию большинства современных автомобилей, однако публикуемые нормы расхода топлива не учитывают его работу. Сердце этой системы - компрессор - приводится в работу от двигателя и, естественно, для этого необходима дополнительная энергия, источником которой служит топливо. При включении кондиционера расход топлива резко возрастает, и в автомобилях с малолитражными двигателями это особенно заметно.

Давление в шинах. Низкое давление в шинах увеличивает сопротивляемость колес качению, и поэтому для движения автомобиля требуется большее количество энергии. Всегда следует поддерживать в шинах рекомендуемое давление воздуха и корректировать его с учетом загрузки.

Условия загрузки автомобиля. Испытания проводятся на стандартном автомобиле, к массе которого добавляется среднестатистический вес водителя. Постоянные поездки с дополнительной нагрузкой, а также, например, использование багажника крыши для перевозки крупного багажа влияют на расход топлива. При буксировке прицепа расход топлива также значительно возрастает.

Условия движения и состояние дороги. Негативное влияние оказывает низкая скорость, движение на подъем, частые крутые повороты и плохое состояние дорожного покрытия. Частые холодные запуски двигателя и поездки на короткие расстояния приводят к значительному увеличению расхода топлива. Так, например, за время трехминутной остановки с работающим двигателем в пробке, у светофора или на железнодорожном переезде расходуется такое же количество топлива, как и за 1 км поездки.

Длительное движение на высокой скорости может также существенно повлиять на расход топлива. На высоких скоростях превалирующим фактором становится сопротивление воздуха, которое с увеличением скорости растет в геометрической прогрессии. Испытания на типовом автомобиле показали, что на каждые дополнительные 8 км/ч при скоростях свыше 120 км/ч приходится рост расхода топлива примерно на 10%.
Стиль вождения. Нет двух людей, которые проехали бы по одному маршруту совершенно одинаково, и даже если бы они вели один и тот же автомобиль, расход топлива оказался бы различным. Вот почему был утвержден стандарт ЕЕС, позволяющий сделать реальные сопоставления. Однако, этот стандарт не гарантирует, что конкретный автомобиль будет расходовать конкретное количество топлива.

О ДИСКАХ

Для «Сенса» и «Ланоса» допускается использование шин 170/70 R 13 или 155/80 R13. Установка 14-дюймовых дисков допускается только на Lanos с двигателем 1,6 л (185/60 R14). Ставить 14-дюймовые диски на «Сенс» или «Ланос» с объемом двигателя 1,4 л. и 1,5л. специалисты не рекомендуют, так как стальные и литые легкосплавные 14-дюймовые диски тяжелее штатных) в сумме с более тяжелыми шинами масса колеса может увеличиться на несколько килограмм), и с такими колесами у автомобиля ухудшится динамика и вырастет расход топлива. Альтернативой может быть только установка кованых легкосплавных дисков, с которыми масса колеса может даже несколько уменьшится, но такие детали существенно дороже (в 1,5-3 раза). Необходимо также учесть, что установка дисков большего диаметра станет основание для отказа в гарантийном ремонте ходовой части (внесение изменений, не предусмотренных заводом-изготовителем).

У сотрудников ГАИ формально также появится повод для претензий, поскольку они при проведении технических осмотров руководствуются рекомендациями завода-изготовителя.

За основу взята статья с еженедельника «Автоцентр», №41 от 2.10.2006.